Жажда и непривязанность

admin Рубрика: Медитативные практики.
Комментарии к записи Жажда и непривязанность отключены
.

При определении восьми самапатти употребляются термины «клеша», «явное», «жажда желающая», «непривязанность». Признаком клеши (klesa; nyon mongs) обычно называют полную неуспокоенность (та zhi ba), а ее функцией — вызывание неуспокоенности потока сознания [Агван Нима, 2, с. 529]. Клеши вместе с порождаемыми ими деяниями относят ко второй из четырех истин святого — истине возникновения всякого страдания (samu- dayasatya; kun 'byung gi bden pa). При этом деяния (карма) считаются субстанциональной причиной получения рождения, а клеши — совместно действующим условием.

Когда клеши устранены, то накопленная карма (деяния) уже не может вызвать новое рождение. В Махаяне признают 84 000 клеш, из них выделяют шесть основных (mulaklesa; rtsa ba’i nyon mongs) — страсть, гордость, ненависть, неведение, сомнение и ложный взгляд, которые посредством «многих дверей» вызывают неуспокоенность потока сознания, и двадцать второстепенных (upaklesa; nye ba’i nyon mongs), выполняющих свою функцию посредством «немногих дверей» [Гедун Дандар, 4, л. 72Б- 73Б].
Клеши подразделяют на приобретенные при жизни в результате изучения философской системы, взгляды которой не являются истинными (parikalpita; kun btags), и врожденные (sahaja; lhan skyes) — имеющиеся в потоке сознания индивида «с безначальности». Указывают также клеши явные (pratyaksa; mngon gyur) — функционирующие в сознании явно и воспринимаемые непосредственно, и семенные (bija; sa bon ра), или потенциальные (anusaya; bag la nyal ba), — не функционирующие в сознании явно и не воспринимаемые непосредственно, но способные породить явные. Кроме того, в каждой клеше выделяют отдельные слои, относящиеся к тем или иным из девяти уровней грех Миров. Поэтому, например, слова «явные клеши Мира Желаний» обозначают те слои в явных клешах, которые относятся к уровню Мира Желаний.
Жаждой (trsna; sred ра) в тибетской концепции двенадцати членов зависимого возникновения называют возникающее в связи с ощущениями (веданой) желание не расставаться с блаженством и отделиться от страдания. Указывают три вида жажды: жажду желающую (ragatrsna; ‘dod sred) — желание не расставаться с блаженством, жажду страшащуюся (satkayatrsna; ’jigs sred) — желание расстаться со страданием, жажду существования (bha- vatrsna; srid sred) — желание не расставаться с этой жизнью, а посмерти обрести новую [Суматишилабхадра,19Б-20А]. В концепции четырех истин святого слово «жажда» употребляется как эквивалент термина «клеша», поскольку именно жажда считается главной причиной получения нового рождения. Она является главной причиной в силу своей вездесущности, так как действует во всех обстоятельствах, временах, областях и проч. Она является главной причиной, поскольку служит для порочных благих 18, неблагих и нейтральных деяний временным побудителем (kSlasamutthana; dus kyi kun slong) — действующим на основе и вслед за главным — причинным побудителем (hetusamutthana; rgyu’i kun slong) деяний, каковым считается неведение [Гедун Дандар, 4, л. 72 Б-73 А]. В концепции двенадцати членов зависимого возникновения жажду включают в группу «клеши» (наряду с неведением и привязанностью) и полагают ее функцией «вскармливание» (gso ba) оставшегося в сознании после совершения деяния отпечатка (v&sana; bag chags), благодаря чему этот отпечаток становится способным породить кармический плод деяния — новое рождение и проч. [Жамьян Шадба, 2, л. 15А].
При изложении концепций трансовых состояний, двадцати видов святых и ряда других термины «клеша» и «жажда желающая» иногда употребляются как эквиваленты, однако из сказанного видно, что эти понятия не являются полностью равнозначными. Жажду желающую тоже подразделяют на явную и потенциальную, а также выделяют в ней слои, соответствующие девяти уровням трех Миров. Поэтому, например, слова «явная жажда желающая, устремленная к [Миру] Желаний» (‘dod pa la ‘dun pa’i ‘dod sred mngon gyur) обозначают тот слой явной жажды желающей, который относится к уровню Мира Желаний.
Термин «непривязанность», или «бесстрастие» (chags bral, букв, «отделенность от желания, страсти, привязанности, симпатии, возникновения, проявления»), здесь употребляется в связи и по отношению к клешам или жажде желающей (напр., «непривязанность к явной клеше третьей дхьяны»), и обозначает их отсутствие, уничтоженность.

« »

Comments are closed.