Випашьяна

admin Рубрика: Медитативные практики.
Комментарии к записи Випашьяна отключены
is lower back pain normal in early pregnancy .

Вводное самапатти, как уже было отмечено ранее, подразделяют на шаматху и випашьяну. По самой своей сути випашьяна полагается мудростью–праджней, целиком и полностью раскрывающей сущность дхарм. Однако здесь подразумевается не та праджня, которая действует в обычном состоянии ума, а имеющая место при практике трансовых состояний. Эта праджня должна сочетаться с редкостным блаженством «полной очищенности».

Агван Нима полагает, что из двух видов «полной очищенности» — возникающей при созерцании исследующем и созерцании устанавливающем — здесь имеется в виду первая, ибо вторая связана только с шаматхой, а практикуемая при наличии такой «полной очищенности» випашьяна будет лишь подобием внпашьяны (anulomavipasyana; rjes mthun gyi lhag inthong) [Агван Нима, 2, с. 564]. Однако, поскольку «полная очищенность» первого вида, как правило, не может быть обретена, пока не реализована шаматха, то опорой випашьяны обычно считается шаматха.
Полагают, что это соответствует следующим словам из Сутры «Ратнакута»:
«Пребывая в нравственности, обретают самадхи.
Обретя самадхи, реализуют созерцание праджни»
(Цит. по: [Гедун Дандар,1, л. 10А]).
Здесь речь идет о трех главных предметах обучения в буддизме, которые, как полагают, реализуются именно в этой последовательности. Ссылаются также на Шантидэву, который говорит о том, что шаматха предшествует випашьяне:
«Следует признать, что випашьяна, полностью обладаюгцая шаматхой,
Полностью уничтожает клеши.
Сначала надо искать шаматху. Та же [випашьяна]
Реализует полное радование непривязанности [к] миру»
[Шантидэва, гл.8, ст. 4, л. 98А].
Хотя в этих цитатах говорится только о том, что обретение шаматхи должно предшествовать реализации випашьяны, однако тибетские авторы считают випашьяну, практикуемую в состоянии шаматхи, лишь подобием випашьяны, а подлинной признают исключительно имеющую место при наличии редкостного блаженства «полной очищенности», возникшей в процессе созерцания исследующего.31 В «Источнике мудрецов» [Джанжа, с. 487] и ряде других текстов говорится о возможности обретения шаматхи на основе уже реализованной випашьяны. Здесь, по мнению Гедун Дандара, имеется в виду реализация шаматхи базового самапатти посредством випашьяны вводного самапатти, которая была достигнута благодаря предшествующему обретению шаматхи вводного самапатти [Гедун Дандар, 1, л. 10А-Б].
Изложенное делает понятным следующее определение: випашьяна (vipasyana; lhag mthong, букв, «высшее видение») — это «та праджня, [которая] опирается на шаматху в качестве своей опоры и дополнена редкостным блаженством «полной очищенности», [возникшей] благодаря силе детального исследования его объекта» [Гедун Дандар, 2, л. 11 Б]. Из сказанного следует, что пребывание во вводном самапатти может быть связано только с шаматхой или только с випашьяной.

« »

Comments are closed.