Самадхи и шаматха

admin Рубрика: Медитативные практики.
Комментарии к записи Самадхи и шаматха отключены
.

В результате применения первого из двух описанных методов обретается состояние равностного отношения, а посредством второго реализуется установленность ума в равности. Полагают, что равностное отношение и установленность в равности являются равнозначными понятиями, которые относятся к одной и той же дхарме. Эту дхарму называют также термином «самадхи». Когда самадхи обретено, то может сочетаться с обычным блаженством «полной очищенности» или с «редкостным». В первом случае оно называется «подобием шаматхи» (anulomasamatha; rjes mthun gyi zhi gnas), а во втором — «шаматхой».


Шаматха (samatha; zhi gnas) — «это саиадхи, дополненное редкостным блаженством «полной очищенности», [возникшей] из–за силы сосредоточенного и равностного установления на своем объекте» [Гедун Дандар, 2, л. 9Б]. Данное определение несколько отличается от приводимого Цзонхавой, который указывает два признака шаматхи — послушное пребывание ума на объекте и наличие совершенной податливости [Цзонхава, I, с. 102], что, очевидно, следует понимать как самадхи и «тонкую» «полную очищенность».30 Подобие шаматхи считается состоянием ума, относящимся еще к уровню Мира Желаний, а подлинная шаматха уже признается самапатти высшего Мира. Гедун Дандар отмечает, что обретение шаматхи, самапатти высшего Мира, самапатти первой дхьяны и вводного самапатти первой дхьяны происходят одновременно [Гедун Дандар, 2, л. 11 Б]. С точки зрения объекта выделяют два вида шаматхи: имеющую своим объектом относительное и абсолютное. С точки зрения опоры — того, кто пребывает шаматхе, — указывают наличествующую в потоке сознания буддиста и иноверца, у ставшего на Путь и не ставшего.

« »

Comments are closed.