Два метода реализации девяти состояний ума

admin Рубрика: Медитативные практики.
Комментарии к записи Два метода реализации девяти состояний ума отключены
.

Во время практики шаматхи последовательно обретаются девять состояний ума (cittasthita; sems gnas). Описывают два метода реализации этих состояний — согласно «Мадхьянтавибханге» и «Сутраланкаре» Майтреи. Так, в первой работе сказано (4. 3–5): «Отвержение пяти препятствий возникает По причине опоры на восемь санскар.
Лень и наставлений забвение,
Заторможенность и возбужденность,
Бездействие и активность — Их считают пятью препятствиями.
К тем [санскарам относятся стремление к] предмету (шаматхе)


И пребывающее [в его реализации усердие], причина (вера) и Плод («полная очищенность»), незабывание объекта, Установление [посредством сознавания наличия] заторможенност и
И возбужденности, задействование отвергающего то И вхождение в покой, когда [они] утихомирены»
[Цит. по: Гедун Дандар, 1, л. 8Б — 9А]. Хотя здесь и не называются прямо девять состояний ума, однако подразумевается, что именно они реализуются по порядку благодаря последовательному устранению пяти препятствий (dosa; nyes pa) посредством восьми санскар (‘du byed, букв, «соединитель»). Первым препятствием считается лень (kausidhya; 1е 1о), поскольку именно из- за нее не хотят приступать к занятиям практикой созерцания. Она устраняется посредством четырех причинно–следственных элементов усердия (brtson ‘grus rgyu ‘bras bzhi). Вера (sraddha; dad pa) в достоинства и пользу шаматхи порождает стремление (chanda;
‘dun pa) обрести ее, которое вызывает проявление усердия (virya; brtson ‘grus) 26 и в итоге приводит к возникновению полной очищенности, несовместимой с ленью [Лобсан Чойжи Жалсан, л. 56 Б]. Агван Нима полагает, что здесь задействуются все три вида веры: доверяющая (yid ches pa’i dad pa) — вера в закон кармы; очищающая (dang ba’i dad pa) — вера в превосходные качества Трех Драгоценностей (Будды, Учения и Общины); признающая (mngon ‘dod kyi dad pa) — вера в четыре истины святого. Под «полной очищенностью» здесь, по его мнению, следует понимать относящуюся к телу и уму [Агван Нима, 2, с. 554].
Когда приступают к занятиям сосредоточением, главным препятствием служит забывчивость (sampramosa, musitasmrtita; brjed nges) — забывание наставлений о том, что именно следует делать. Она устраняется памятованием, которое не только удерживает созерцаемый объект в центре внимания, но и делает сильным его ведание–понимание. Так, например, памятование удерживает в уме созерцаемый объект — образ кувшина и делает сильным ведание отсутствия истинности существования кувшина, поскольку вспоминает установленное посредством доказательств в период обдумывания проблемы истинности наличия вещей. Когда объект и его ведание удерживаются в сознании, то помехами обретению шаматхи служат возбужденность и заторможенность, которые здесь рассматриваются как одно препятствие. Они устраняются благодаря сознаванию.
Если сознавание обнаружило наличие возбужденности или заторможенности, то препятствием достижению шаматхи будет являться бездейственность (anabhisamskara; mngon par ‘du mi byed pa) — неприменение соответствующих методов их устранения. Поэтому от бездейственности избавляются посредством проявления активности ума (samskSracetana; ‘du byed pa’i sems pa).
Когда устранены все «грубые» и «тонкие» виды возбужденности и заторможенности, активность ума, осуществлявшая это, уже будет препятствием тому, чтобы трансовое состояние — самадхи стало непрерывным. Поэтому активность ума снижают благодаря элементу бездейственности, или равному отношению (upeksa; btang snyoms), устанавливающему в покое. В результате возникает устойчивое состояние самадхи — полной и непрерывной сосредоточенности на объекте.27
Второй метод практики шаматхи опирается на «Суграланкару», где реализация девяти состояний ума благодаря девяти способам «пребывания ума» (sems gnas kyi thabs dgu) описывается следующим образом (14. 11–14):
«(1) Направив ум на объект,
(2) Не отвлекаются от потока (— процесса удерживания) его.
(3) Быстро осознав отвлечение.
Снова направляют [внимание] на него.
(4) Умный все больше и больше Обращает ум вовнутрь.
(5) Затем, поскольку видит достоинства,
Обуздывает ум в самадхи.
(6) Поскольку видит вред отвлечения.
Утихомиривает нежелание того.
(7) Затем, усердный в обуздании,
Соответственно, утихомиривает те возникшие Влечения, неудовлетворенность и прочее.
(8) Наделен активностью в уме.
(9) Благодаря тренировке в том не [нуждается в] проявлении активности»
[Цит. по: Гедун Дандар, 1, л. 9 А-Б].
1. Установление ума вовнутрь (cittasthapana; sems nang du ‘jog pa), или осуществление вхождения (‘jug par byed pa). Это сосредоточение внимания на объекте созерцания без отвлечения на другое — внешнее и проч. Поскольку реализация самадхи теснейшим образом связана с памятованием, а его объектом является образ или концепт (смысл, представление), то в самом начале необходимо установление ума на такой объект — внутреннее.
2. Установление в (виде) потока (samsthapana; rgyun du ‘jog pa), или полное установление (kun tu ’jog par byed pa). После установления ума на объект стараются, чтобы он удерживался в сознании непрерывно.
3. Исправление и установление (avasthapana; glan te ‘jog pa). Когда сознавание обнаруживает, что ум отвлекся от объекта созерцания, то снова сосредотачивают внимание на нем.
4. Установление близко (upasthapana; nye bar ‘jog ра). Здесь постепенно усиливают памятование, стараясь достичь большей сосредоточенности на объекте.
5. Обуздание (damana; dul bar byed pa). Осознавая достоинства обретения самадхи, делают ум более послушным и сосредоточенным на объекте.
6. Утихомиривание (samana; zhi bar byed pa). Здесь устраняется нежелание заниматься сосредоточением благодаря осознанию вреда рассеянности и отвлечения. Утихомирив таким образом это нежелание, еще больше сосредотачиваются на объекте.
7. Полное утихомиривание (upasamana; mam par zhi bar byed pa). Когда возникают заторможенность, возбужденность, влечение к чему- то или неудовлетворенность и проч., то их отбрасывают и снова стараются сосредоточиться на объекте, благодаря чему они полностью утихомириваются.
8. Сосредоточенность (ekotikarana; rise gcig tu byed pa). Здесь достигается полное сосредоточение ума на объекте, которое поддерживается благодаря «грубому» старанию и усилию (‘bad rtsol rags pa).
9. Установление ума в равности (samadhana; sems mnyam par ‘jog pa), или реализация равного отношения (btang snyoms su byed pa). Здесь ум удерживается на объекте сам собой, не требуя приложения «грубого» усилия. Это и есть самадхи.
Девять состояний ума реализуются благодаря шести силам (sad bala; stobs drug):
1. Сила слушания (srutabala; thos pa’i stobs) вызывает реализацию первого метода и состояния ума. Так, например, выслушав наставления об установлении ума на образе Будды, сначала только присматриваются к объекту, а затем приступают к практике.
2. Сила обдумывания (asayabala; bsam pa’i stobs) реализует второе состояние. Так, все снова и снова размышляя над услышанным наставлением, постепенно вырабатывают способность к некоторому «потоку» удерживания ума на объекте.
3. Сила памятования (smrtibala; dran pa’i stobs) реализует третье и четвертое состояния. Когда ум отвлекается от объекта, то благодаря воспоминанию снова направляют внимание на него, а также порождают памятование и не отвлекаются.
4. Сила сознавания (sa~prajanyabala; shes bzhin pa’i stobs) реализует пятое и шестое состояния, поскольку, осознав вред концептуальности и клеш, не дают им ходу.
5. Сила усердия (viryabala; brtson ‘grus kyi stobs) реализует седьмое и восьмое состояния, так как благодаря ему устраняются даже «тонкие» виды концептуальности и клеш, поэтому возбужденность и заторможенность уже не могут помешать рождению потока самадхи.
6. Сила ознакомления (abhyasabala; ‘dris pa'i stobs) реализует девятое состояние, ибо благодаря тренировке и привыканию — все большему и большему ознакомлению с достигнутым на предшествующей ступени состоянием — самадхи удерживается без усилий.
С точки зрения наиболее характерных особенностей протекания умственных процессов на этих девяти ступенях–состояниях сознания выделяют четыре вида умственных процессов (catvari manaskara; yid byed bzhi):28
1. Умственный процесс вхождения с напряжением (baiavahana manaskara; bsgrims te ‘jug pa’i yid byed) имеет место на двух первых ступенях, поскольку в этот период «вхождение» ума в объект — сосредоточение на нем — требует большого напряжения.
2. Умственный процесс вхождения с прерыванием (sac- chidravahana manaskara; chad cing ‘jug pa’i yid byed) протекает на пяти следующих ступенях. Хотя сосредоточение в этот период тоже требует достаточного напряжения, однако на первый план здесь выходит проблема прерываемости процесса сосредоточения из–за помех, вызываемых возбужденностью и заторможенностью.
3. Умственный процесс непрерываемого вхождения (nis- chidravahana manaskara; chad pa med par ‘jug pa’i yid byed) реализуется на восьмой ступени, ибо в этот период возбужденность и заторможенность уже не прерывают сосредоточение и объект может удерживаться непрерывно в течение довольно длительного времени.
4. Умственный процесс вхождения, протекающий сам собой (anabhogavahana manaskara; lhun gyis grub par ‘jug pa’i yid byed), имеет место на девятой ступени, так как в этот период поддерживание сосредоточенности уже не требует никаких усилий.

« »

Comments are closed.