Чистое базовое самапатти

admin Рубрика: Медитативные практики.
Комментарии к записи Чистое базовое самапатти отключены
эротический массаж для мужчин Уфа .

С точки того, что может быть названо «базовым самапатти» [Там же, л. 12Б], или с точки зрения субстанции (dravya; rdzes) [Агван Нима, 2, с. 538], указывают три вида базового самапатти — чистое, клешное и непорочное. Чистое базовое самапатти (visuddhimulavastu; dngos gzhi dag pa ba) — это базовое самапатти, относящееся к тому роду, который характеризуется только очищенностью от уз своей ступени, не находится под их влиянием. Термином узы (paryavasthana; kun dkris, букв, «полностью окутывающий»), согласно «Источнику мудрецов», вайбхашики называли клеши, ватсипутрии — обретение клеши, а саутрантики и Васубандху — семя клеши [Джанжа, с. 410].

В данной концепции трансовых состояний ориентируются в основном на
«Абхидхармасамуччаю», где указываются восемь видов таких уз: 1) отуманенность, 2) сонливость (middha; gnyid), 3) сожаление (kaukrtya; 'gyod), 4) возбужденность, 5) зависть (irsya; phrag dog), 6) жадность (kSrpanya: ser sna), 7) бессовестность (ahrikya; ngo tsa med pa), 8) бесстыдство (anapatrSpya; khrel med pa) [Там же, с. 415]. Все они являются второстепенными клешами, кроме сонливости и сожаления.
Чистое базовое самапатти первой дхьяны подразделяют на обычное и редкостное. Обычное чистое базовое самапатти (dngos gzhi dag pa ba tsam po ba) — это «чистое базовое самапатти первой дхьяны, относящееся к тому роду, который характеризуется наличием витарки — члена пользы» [Гедун Дандар, 1, л. 13 А], а редкостное чистое базовое самапатти (visistavisuddhimQlavastu; dngos gzhi dag pa ba khyad par can) — это «чистое базовое самапатти, относящееся к тому роду, который характеризуется отсутствием витарки — члена пользы» [Там же]. Другие чистые базовые самапатти не подразделяются на эти два вида. В обычном чистом базовом самапатти первой дхьяны имеются пять членов: два члена
противоядия — витарка и вичара, два члена пользы — радость и блаженство, один член пребывания — самадхи. В редкостном же есть только четыре, так как отсутствует витарка.
Чистое базовое самапатти второй дхьяны обладает четырьмя членами: одним членом противоядия — полной чистотой, двумя членами пользы — радостью и блаженством, одним членом пребывания — самадхи. Радость и блаженство первой дхьяны возникают преимущественно благодаря «уединению» от явной жажды желающей, относящейся к Миру Желаний, а радость и блаженство второй дхьяны порождаются главным образом самадхи. Поэтому они несколько отличаются. В связи с самапатти четвертой дхьяны говорят о восьми недостатках, вызывающих неустойчивость (gyo byed). Иногда их называют восемью недостатками самадхи. В их число включают витарку и вичару, уподобляемые огню, а также радость и блаженство, уподобляемые воде. Хотя три члена противоядия — памятование, сознавание и санскара равного отношения — имеют место на уровне самапатти первой дхьяны, однако из–за наличия там витарки и вичары, а также радости и блаженства — недостатков самадхи, — их не называют в числе членов. На уровне самапатти второй дхьяны нет витарки и вичары, но есть радость и блаженство. Поэтому те три члена фигурируют уже более явно, но под именем другого члена — полной чистоты. Гедун Дандар отмечает, что, согласно «Абхидхармакоше», вайбхашики считают полную чистоту верой. Однако, поскольку в данной концепции полная чистота рассматривается как наименование памятования, сознавания и равного отношения, которые признаются, как и вера, отдельными видами санскар, то указанная идея неприемлема [Гедун Дандар, 2, л. 14 Б — 15 А].
С точки зрения наличия или отсутствия витарки и вичары самапатти подразделяют на три вида: наделенное витаркой и вичарой (savitarka savicara; rtog bcas dpyod bcas), не имеющее витарки, но наделенное вичарой (avitarka savicara; rtog med dpyod bcas), и не имеющее витарки и вичары (avitarka avicara; rtog med dpyod med). К первому относится обычное базовое самапатти первой дхьяны, ко второму — редкостное базовое самапатти первой дхьяны, а к третьему — все остальные.
Чистое базовое самапатти третьей дхьяны имеет пять членов: три члена противоядия — памятование, сознавание и санскару равного отношения, один член пользы — блаженство, один член пребывания — самадхи. Поскольку здесь отсутствует один двучленный недостаток — радость и блаженство, — то памятование, сознавание и санскара равного отношения фигурируют уже под своими собственными именами. Радость и блаженство в данной концепции рассматриваются, в соответствии с «Абхидхармасамуччаей», как субстанционально однородные, поскольку сходны в качестве ощущения блаженства — спутника виджняны умственного. Термин «субстанционально однородные» здесь означает «соответствующие по роду» (rigs mthun) 36.
Под виджняной (vijnana; mam shes) понимается совокупность умственных процессов или видов сознания, относящихся к разряду познания другого (т. е. не являющихся непосредственным самопознанием) и имеющих своими спутниками психические элементы (caitta; sems byung). Виджняну обычно подразделяют на шесть видов: сознание–познание видимого глазом, слышимого ухом, обоняемого носом, вкушаемого языком, ощущаемого телом и мыслимого умом. Они объединяются в два вида: сознание–познание чувственного (indriyavijflana; dbang po’i mam shes) — пять первых, и сознание–познание умственного (yid kyi mam shes) — последняя. Для удобства будем называть их виджняной чувственного и виджняной умственного, а сознание–познание ощущаемого телом (lus kyi mam shes) — виджняной телесного.
Хотя радость и блаженство считаются однородными и сопутствующими виджняне умственного факторами, но они выполняют разные функции: первая «приносит пользу» виджняне умственного с сопутствующими ей факторами, а второе — виджняне телесного вместе с сопутствующими ей факторами. Термин «принесение пользы» (phan ‘dogs) часто означает «содействие», а в данном случае — делание виджняны умственного (или просто ума) и, соответственно, виджняны телесного (или просто тела) пригодными, готовыми (las su rung ba) к реализации благого. Выше говорилось о подразделении блаженства на блаженство тела и блаженство ума. Поскольку первое познается виджняной телесного, а второе — виджняной умственного, то с определенной точки зрения их полагают приемлемым называть виджняной телесного и, соответственно, виджняной умственного. Саутрантики считают радость блаженством ума, а блаженство (как член созерцания) — блаженством тела. Но поскольку блаженство признается членом базового самапатти, а оно определяется как сосредоточенный благой ум, то должно относиться к виджняне умственного. Кроме того, виджняна телесного относится к виджняне чувственного, а та, полагает Гедун Дандар, имеет место только на уровне самапатти первой дхьяны в связи с действием витарки и вичары. Правда, это противоречит его же утверждению, что блаженство «приносит пользу» виджняне телесного даже на уровне самапатти третьей дхьяны [Гедун Дандар, 1, л. 16 Б — 17 А], а это невозможно при отсутствии того, чему «приносится польза»/7
Вайбхашики считают радость блаженством, а блаженство (как член созерцания) — блаженством «полной очишенности». Но на уровне самапатти третьей дхьяны имеется блаженство «полной очищенности», а блаженство как член пользы отсутствует. Если блаженство вводного самапатти первой дхьяны и можно охарактеризовать как блаженство «полной очищенности», то блаженство базового самапатти первой дхьяны обусловливается в основном устранением соответствующих клеш, а на уровне второй дхьяны — преимущественно действием самадхи. На уровне третьей дхьяны это лишенное радости и являющееся виджняной умственного блаженство настолько отличается от блаженства второй дхьяны, что его даже называют уже не блаженством, а индрией блаженства. Индрия блаженства (sukhendriya; bde ba’i dbang po) — это лишенное радости и являющееся виджняной умственного блаженство, которое «приносит пользу» виджняне телесного, то есть минимизирует препятствование реализции благого со стороны тела.
Выше говорилось, что подразделение самапатти дхьяны на четыре вида производится с точки зрения того, на каком уровне Мира Форм рождаются благодаря их практике. В качестве другого основания такого деления указывают то, что каждая из четырех дхьян устраняет соответствующий вид «грубого» страдания: ощущение неблаженства ума (vedana SmanojftS; tshor ba yid mi bde), индрию страдания (duhkhendriya; sdug bsngal gyi dbang po), ощущение блаженства ума (vedana manojrta; tshor ba yid bde) и индрию блаженства. На уровне первой дхьяны отсутствует неблаженство ума, на уровне второй — индрия страдания и т. д. Поскольку на уровне третьей дхьяны уже нет ощущения блаженства ума, то должна быть индрия блаженства, которая будет устранена только при обретении четвертой дхьяны [Там же, л. 4 Б].
Отличие индрии страдания от неблаженства ума состоит в большей тонкости ощущения, неблаженство ума почти не ощущается, но все–таки нечто подобное имеет место вследствие наличия греховности (dausthulya; gnas ngan len), связанной с этим неблаженством. Аналогичным образом рассматриваются ощущение блаженства ума и индрия блаженства. Последняя в качестве члена пользы именуется блаженством на том основании, что выполняет такую же функцию, как и ощущение блаженства. Хотя в Сутрах иногда и говорится, что на уровне третьей дхьяны блаженство «вкушается» телом, но здесь, как полагают создатели данной концепции трансовых состояний, имеется в виду только «принесение пользы» виджняне телесного, так как индрия блаженства является виджняной умственного и блаженством ума. Поэтому она отличается по признакам от индрии блаженства, включенной в число двадцати двух индрий и являющейся виджняной чувственного.
Чистое базовое самапатти четвертой дхьяны имеет четыре члена: два члена противоядия — памятование и санскару равного отношения, один член пользы — ощущение индифферентности, один член пребывания — самадхи. Хотя сознавание здесь и присутствует, но не называется в их числе, так как возбужденность, заторможенность и другие недостатки дхьяны уже полностью устранены и в нем нет никакой особой необходимости. Ощущение индифферентности считается «тонким» страданием, оно не устраняется на более высоких уровнях самапатти, ибо в данном случае самапатти рассматриваются с точки зрения мирского пути, на котором не избавляются от «тонкого» страдания. Наличие здесь индифферентности не означает отсутствия радости и блаженства на уровне самапатти четвертой дхьяны, поскольку в период пребывания во вводном самапатти этой и любой другой дхьяны реализуется умственный процесс собирания радости и умственный процесс, возникающий благодаря убежденности, характерной особенностью которых является обладание блаженством «полной очищенности».
Указывают восемь недостатков, вызывающих неустойчивость (asta caladosa; gyo byed gyi skyon brgyad), или восемь недостатков дхьяны (asta dhyanadosa; bsam gtan gyi skyon brgyad), которые должны полностью отсутствовать у чистого базового самапатти четвертой дхьяны: 1) витарка, 2) вичара, 3) блаженство ума (sauma- nasya; yid bde), 4) неблаженство ума (daumanasya i yid mi bde), 5) блаженство, 6) страдание, 7) выдыхание (prasvSsa; dbugs dbyung ba), 8) вдыхание (svasa; dbugs mgub pa) [Джанжа, c. 471; Ригзин, 1986, c. 457–458]. Г'едун Дандар называет страдание и другие ощущения порочными (sasrava; zag bcas), к блаженству ума присоединяет индрию блаженства, а к блаженству — радость [Гедун Дандар, 2, л. 19 Б].
Хотя члены созерцания и описываются в связи с чистыми базовыми самапатти, но это не означает, что они совершенно отсутствуют в других видах самапатти. Чистые базовые самапатти арупы не имеют отличий в плане членов.
С точки зрения функции чистые базовые самапатти подразделяются на четыре вида:
1. Чистое базовое самапатти, соответствующее элементу
регресса (chinnabhagin; dngos gzhi dag pa ba nyams cha mthun), вызывает появление клешного базового самапатти сразу же после своего прекращения.
2. Чистое базовое самапатти, соответствующее элементу
пребывания (avastMnabhagin; dngos gzhi dag pa ba gnas cha mthun), вызывает появление сразу же после своего прекращения другого чистого базового самапатти своей ступени.
3. Чистое базовое самапатти, соответствующее элементу
отличия (visesyabhagin; dngos gzhi dag pa ba khyad par cha mthun), вызывает сразу же после своего прекращения появление чистого базового самапатти более высокой ступени.
4. Чистое базовое самапатти, соответствующее элементу
(истинного) раскрытия истинного (niverdhabhagin; dngos gzhi dag pa ba nges ‘byed cha mthun), вызывает появление непорочного базового самапатти сразу же после своего прекращения.

« »

Comments are closed.