Чувственное желание

admin Рубрика: Буддизм
Комментарии к записи Чувственное желание отключены
.

А. Подпитывание чувственного желания
Есть тема красоты. Уделять ей несоответствующее внимание — вот пища для возникновения невозникшего чувственного желания, или для роста и увеличения чувственного желания, когда оно возникло.
СН 46:51
Б. Лишение питания чувственного желания
Есть тема непривлекательности. Уделять ей соответствующее внимание — вот недостаток пищи для возникновения невозникшего чувственного желания, или для роста и увеличения чувственного желания, когда оно возникло.


СН 46:51
Отбрасыванию чувственного желания способствуют шесть вещей:
1. Обучиться тому, как медитировать на непривлекательности;
2. Заниматься медитацией на непривлекательности;
3. Охранять двери чувств;
4. Умеренность в еде;
5. Дружба с достойными людьми;
6. Подходящий разговор.
Комментарий к “Сатипаттхана сутте”
1. Обучиться тому, как медитировать на непривлекательности
2. Заниматься медитацией на непривлекательности
(а) Непривлекательность
У того, кто занимается медитацией на непривлекательном, в результате прочно закрепляется разочарование в привлекательном.
АН 5:36
«Непривлекательное» относится, в частности, к кладбищенским медитациям, описанным в “Сатипаттхана сутте” и объясненным в “Вишуддхимагге”; но это также относится к непривлекательным сторонам чувственных объектов в целом.
(б) Нечистота тела
И далее, монахи, монах созерцает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: “В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа; мускулы, сухожилия, кости, костный мозг, почки; сердце. Печень, диафрагма, селезенка, легкие; кишки, брыжейка, глотка, фекалии, мозг; желчь, слизь, гной, кровь, сало, пот, жир; слезы, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча”.
МН 10
Связанное костями и жилами,
слепленное из мяса и перепонок,
покрытое кожей,
тело не видят таким, как оно есть.
Наполненное желудком и печенью,
сердцем и легкими,
селезенкой и почками,
слюной и слизью,
потом и лимфой,
кровью и желчью,
его суставы смазаны жиром.
Девять нечистых струй
постоянно истекают из него:
из глаз слизь, из ушей сера,
слизь из носа,
изо рта иногда желчь, иногда мокрота,
изо всего тела исходит пот и грязь.
Пустота черепа заполнена мозгом…
Глупец, под влиянием невежества,
считает его прекрасным…
Сутта Нипата, строфы 194–199 (I.11)
(в) Различные созерцания
Чувственные объекты дают мало удовольствия, но много боли и разочарования; в них преобладает опасность.
МН 14
Неприятное одолевает бездумного человека под видом приятного, неприятное одолевает его под видом приятного, болезненное под видом удовольствия.
Удана, 2:8
3. Охранять двери чувств
И как охранять двери чувств? При этом монах, видя глазом форму, не очаровывается никакой темой или деталями, из-за которых, — если не сдерживать постоянно способность (индрия) зрения, — могут всплыть пагубные, неумелые качества ума (дхаммы). Так что он постоянно сдерживает способность зрения, охраняет ее, достигает контроля над способностью зрения.
Услышав ухом звук…
Почуяв носом запах…
Вкусив языком вкус…
Ощутив прикосновение телом…
Сознав интеллектом (манас) идею, он не очаровывается никакой темой или деталями, из-за которых, — если не сдерживать постоянно способность (индрия) интеллекта, — могут всплыть пагубные, неумелые качества ума (дхаммы). Так что он постоянно сдерживает способность интеллекта, охраняет ее, достигает контроля над способностью интеллекта.
СН 35:120
Есть формы, воспринимаемые глазом — приятные, доставляющие удовольствие, очаровывающие, привлекающие, вызывающие желание, соблазнительные, — и монах не прельщается ими, не стремится к ним, и не привязывается к ним. Когда он не прельщается ими, не стремится к ним, и не привязывается к ним, наслаждение прекращается. Когда нет наслаждения, он бесстрастен. Когда он бесстрастен, он свободен от оков. Монаха, свободного от оков наслаждения, называют живущим в уединении.
Есть звуки, воспринимаемые ухом… запахи, воспринимаемые носом… вкусы, воспринимаемые языком… тактильные ощущения, воспринимаемые телом… идеи, воспринимаемые интеллектом, — приятные, доставляющие удовольствие, очаровывающие, привлекающие, вызывающие желание, соблазнительные, — и монах не прельщается ими, не стремится к ним, и не привязывается к ним. Когда он не прельщается ими, не стремится к ним, и не привязывается к ним, наслаждение прекращается. Когда нет наслаждения, он бесстрастен. Когда он бесстрастен, он свободен от оков. Монаха, свободного от оков наслаждения, называют живущим в уединении.
СН 35:63
4. Умеренность в еде
Как он умерен в еде? При этом монах принимает еду внимательно и обдуманно, не для развлечения, опьянения, набора веса или украшения, а только для поддержания существования тела, прекращения его недугов, для поддержки праведной жизни (брахмачарьям), с мыслью: ‘Я устраню старое чувство, не позволив возникнуть новому. Так я буду поддерживать свое существование, и безупречно жить в комфорте’.
МН 2; МН 39
5. Дружба с достойными людьми
Здесь в особенности имеются в виду такие друзья, которые имеют опыт и могут быть образцами и помощниками в преодолении чувственного желания, в частности в медитации на непривлекательности. Но это также относится к дружбе с достойными людьми вообще. В случае других помех тоже особенно важна дружба с людьми, имеющими опыт в преодолении соответствующей помехи.
Иметь достойных людей как друзей, собеседников и коллег — в этом на самом деле вся праведная жизнь. Когда у монаха в качестве друзей, собеседников и коллег достойные люди, то он скорее всего будет развивать и практиковать благородный восьмеричный путь.
СН 45:2
6. Подходящий разговор
Здесь в особенности имеется в виду разговор о преодолении чувственного желания, в частности о медитации на непривлекательности. Но этот также относится к любому разговору, который подходит для дальнейшего продвижения по пути. В случае других помех тоже особенно важен разговор о преодолении соответствующей помехи.
Если монах намерен говорить, он (должен помнить): “Низкий, грубый, обывательский разговор, не благородный, не здоровый, не ведущий ни к бесстрастию, ни к свободе от страсти, ни к прекращению, ни к спокойствию, ни к высшему знанию, ни к просветлению, ни к Нирване, а именно разговор о королях, грабителях и министрах, разговор об армиях, опасностях и войне, о пище и питье, одежде, кроватях, украшениях, духах, родственниках, машинах, деревнях, поселках, городах, областях, о женщинах и вине, слухи с улиц и колодцев, разговор о предках, о разных мелочах, истории о происхождении мира и океана, разговор о том, что случилось и чего не случилось — такими и подобными разговорами я не буду заниматься”. Так он бдителен в речи.
Но разговор об аскетической жизни, разговор, подходящий для раскрытия ума, способствующий полному бесстрастию, свободе от страсти, прекращению, спокойствию, высшему знанию, просветлению и Нирване, а именно, разговор о скромной жизни, об удовлетворенности, уединении, отстранении от общества, о пробуждении своей настойчивости, разговор о добродетели, сосредоточении, мудрости, освобождении, о видении и знании освобождения — такими разговорами я буду заниматься”. Так он бдителен в речи.
МН 122
Также помогают преодолеть чувственное желание:
Однонаправленность ума, из факторов дхъяны (джхананга);
Осознанность, из духовных способностей (индрия);
Осознанность, из факторов Пробуждения (боджджханга).
В. Метафора
Представьте себе, что в котелок водой добавлена красная, желтая, синяя или оранжевая краска, так что человек с хорошим зрением, рассматривающий отражение своего лица, не может узнать и увидеть свое лицо таким, каким оно есть на самом деле. Аналогично, когда сознание человека охвачено чувственным желанием, одолено чувственным желанием, и он не знает и не видит реально существующего выхода из возникшего чувственного желания, то он не знает и не видит, что полезно для него, что полезно для других, и что полезно и для него, и для других…

« »

Comments are closed.