Человеческое рождение

admin Рубрика: Буддизм
Комментарии к записи Человеческое рождение отключены
Купить кепку андер армор украина - спортивная кепка андер армор www.goashop.com.ua. . Подать бесплатное объявление об услуге buysell.com.ua. .

Сейчас мы обладаем идеальными условиями для практики Дхармы – драгоценным человеческим телом. Рождение в мире людей – далеко не случайность. Наш мир считается наиболее благоприятным из шести миров сферы желания. Для рождения человеком нужно, чтобы сошлись важные условия, подготовленные в прошлых жизнях:
• накопление огромной заслуги;
• преобладание позитивных действий над негативными;
• связь с Буддой, Дхармой или Сангхой.
Без сочетания этих условий невозможно обрести драгоценное человеческое рождение.


Не чаще, чем звезды при свете дня
Существ невозможно сосчитать, потому что их число бесконечно. Но в текстах используются сравнения, чтобы дать нам представление о приблизительном количестве существ всех видов. Говорится, что:
• существ, которые населяют 18 адских миров, столько же, сколько атомов, из которых состоит Земля;
• голодных духов столько же, сколько песчинок на дне океана или большой реки;
• животных столько же, сколько снежинок выпадает зимой в буран.
Эти сравнения показывают, что существ трех нижних миров невозможно сосчитать.
В то же время общее количество существ, населяющих три высших мира – людей, полубогов и богов, – равно числу звезд на ночном небе. Кажется, что это много, но в сравнении с количеством обитателей низших миров это число не так уж велико. Без сомнения, количество людей на нашей планете впечатляет. Но все относительно.
Если не учитывать обитателей адов и голодных духов, которых мы не видим, а представить лишь число обитателей мира животных, то мы увидим, что их гораздо больше, чем нас.
Три типа людей
В основном причинами человеческого рождения являются сила заслуги и карма. Но качество кармы может быть разным. Есть три типа людей:
• Низшее человеческое рождение – это жизнь тех, кто понятия не имеет о духовном пути или не интересуется им и постоянно совершает негативные действия. Такое рождение называется «низшим» не само по себе, а из-за кармических результатов, которое оно за собой влечет. После смерти последует перерождение в нижних мирах, где придется переживать сильное страдание.
• Средним рождением обладают те, кто не совершает явных негативных действий, как, впрочем, и позитивных, и посвящает себя только мирской деятельности. Таково на самом деле огромное количество людей.
Подобное рождение называется средним с точки зрения кармы. Оно повлечет за собой среднее перерождение, не низкое и не высокое, которое не дает возможности ни для перерождения в божественных сферах, ни для достижения состояния Будды.
• Наконец, существуют те, кто отказывается от негативных действий и, напротив, с радостью совершает хорошие поступки. Такие люди обладают высшим человеческим рождением. В будущих жизнях они переродятся людьми в самых лучших условиях или в мирах богов. А рождение тех, кто встретился с Дхармой, следует поучениям мастеров и получает наставления Хинаяны, Махаяны или Ваджраяны, называется высшим среди высших существований, или драгоценным человеческим существованием.
Ценнее, чем бриллиант
Если взять в качестве примера вашу родную страну, то легко увидеть, что большинство ее жителей можно отнести к типам низшего или среднего рождения. Очень мало тех, кто избегает негативных действий и придерживается положительного поведения. Среди них еще меньше тех, кто встретился с Дхармой и следует поучениям мастеров. Этих людей можно сравнить со звездами, сияющими на небосклоне днем.
Будда говорил о существовании разных типов людей, и ламы продолжают передавать это поучение. Вы и сами можете понаблюдать. Сколько человек из миллионов жителей вашей страны интересуется духовным развитием, сколько практикует и сколько следует за учителем?
Ценность алмазов и золота обусловлена их редкостью. В случае человеческого рождения его ценность не только в редкости, но и в благополучии. Вы знакомы со святой Дхармой, встретились с ламами, получили поучения и объяснения, и у вас есть все условия для практики. Значит, вы можете освободиться из океана страданий сансары и достичь определенного и подлинного счастья пробужденности. Сейчас у вас есть драгоценное человеческое рождение, которое так сложно получить, – это следует глубоко осознать.
Это осознавание должно вызывать в нас не гордость, а чувство ответственности. Нужно делать лучшее, что возможно, в любой ситуации ради достижения состояния Будды. Для этого нам нужно использовать тело, речь и ум. Если мы не воспользуемся этими чудесными и труднодостижимыми обстоятельствами, просто упустив их, где гарантия, что условия опять сойдутся?
Ограничения временного существования
Мы посвящаем жизнь либо временным, либо духовным целям. Имея драгоценное человеческое рождение, можно преуспеть и в том, и в другом. Мы часто думаем, что Дхарма – это хорошо, но заботиться о собственном благополучии в этой жизни не менее важно. До некоторой степени, действительно, не следует пренебрегать мирскими делами. Нам нужно правильно питаться, прилично одеваться, жить в хороших условиях и так далее. Думать об этом вполне нормально. Но каких бы мирских благ мы ни достигли, все они не будут иметь никакого смысла перед лицом неизбежной смерти, которая превратит все обладания в ничто.
Наши старания достичь целей в этой жизни могут обернуться двумя результатами. Либо у нас не будет соответствующей кармы, чтобы достичь успеха, либо у нас будет карма, чтобы получить богатство, хорошую репутацию и так далее. Но даже в этом случае успех не будет длиться вечно. Все неизбежно закончится смертью, а то, что останется, – не более чем сон. Нам может сниться жизнь в чудесном месте, в прекрасном доме, обладание всем, что только можно пожелать, и мы будем счастливы, как боги. Но когда мы просыпаемся, все это исчезает, ничего не остается. Наши богатство и благополучие в этом мире подобны сну. На самом деле после смерти мы попадаем в бардо. И все временные обладания далеко не так важны, как нам кажется.
Ценить наши возможности
Буддийская традиция в целом и, в частности, четыре великих линии преемственности Тибета всегда подводят к практике Дхармы через размышления о драгоценном человеческом рождении, чтобы стало понятно, насколько велика его ценность. С помощью различных взаимосвязей и метафор, а также путем исследования причин ученик обретает понимание того, как трудно обрести такое рождение и насколько уникальна эта возможность. Сознавая важность именно такого перерождения, можно придать своей жизни смысл, полностью посвятив себя духовной практике, цель которой есть достижение Пробуждения.
Мы осознаем, насколько особенным является человеческое рождение, если сравним его с другими видами существования. Возьмем, к примеру, животных, которые к нам ближе всего, – лошадей, кошек, собак, коров и так далее. Какими бы умными они ни были, попробуйте объяснить им пользу позитивных действий и бессмысленность негативных: они все равно ничего не поймут. Вы не сможете научить их молиться, медитировать, развивать любовь и сочувствие. С точки зрения духовного развития они находятся в неблагоприятной ситуации и не имеют возможности продвигаться по пути к Пробуждению. А мы можем и понимать, и объяснять, и молиться, и медитировать.
Вредное желание-привязанность
Ум всех существ сансары находится под влиянием шести основных мешающих эмоций. Они воздействуют не одинаково, а в зависимости от того, какие тенденции преобладают.
Люди принадлежат так называемому «миру желания», то есть у них сильно выражены желание и привязанность. Желание-привязанность касается не только сексуальной сферы; эта эмоция проявляется в разных формах в отношении к людям, предметам и ситуациям.
Нам повезло обрести драгоценное человеческое рождение и способность осознавать это. Но осознавание не спасает от проявления мешающих эмоций. Благодаря учению Будды у нас есть большой выбор методов работы с мешающими эмоциями, чтобы мы не стали их рабами. Это разнообразные техники – отказ, преобразование мешающих эмоций или распознавание их сути.
Мешающие чувства – источник всех негативных действий и, следовательно, всех страданий. Вот почему важно устранять трудности, которые они создают. Отказ от мешающих эмоций означает прекращение негативных действий и страдания. Знать, как работать с тревожащими чувствами, совершенно необходимо.
Из всех мешающих эмоций желание-привязанность само по себе приносит меньше всего вреда. Но, к несчастью, за ним следуют гнев, ревность, гордость, жадность – и вся эта свита приносит очень большой вред. Как следствие, возникает много страданий и несчастий.
Если ничего не делать для прекращения мешающих чувств и подчиниться им, то они будут течь, как бурная река. Будьте уверены: вода течь не устанет. Точно так же за одними эмоциями последуют другие, что неизбежно приведет к новым негативным действиям и страданию. Возможно, у нас не получится дать тревожащим чувствам прямой отпор и отказаться от них, но Будда учил и другим способам: преобразовать их или распознать их суть, то есть успешно свести их на нет и освободиться.
Гора негативных действий
Тело, речь и ум – вот три составляющих личности, посредством которых мы можем совершать негативные действия:
• посредством тела люди убивают, воруют или причиняют сексуальный вред;
• речь они подчас используют, чтобы лгать, говорить вредные слова, сплетничать или просто болтать, без смысла и пользы;
• на уровне ума они испытывают алчность, намеренно желают другим зла или упорствуют в неверных взглядах.
В совершении негативного действия задействована вся наша личность. Это происходит с безначальных времен. На протяжении бесчисленных жизней наши тело, речь и ум создавали негативную карму. Количество этой кармы можно сравнить с безграничным океаном или с горой в центре мироздания. Но сейчас нам следует избавиться от всего негативного. Благоприятное человеческое рождение дает нам определенные возможности.
Хотя человеческая жизнь коротка, если распорядиться ей мудро, можно прекратить совершать огромное количество негативных действий и избавиться от их последствий. Негативные действия тела, речи и ума можно нейтрализовать так:
• на уровне тела мы сосредоточиваемся на простираниях и проявляем щедрость;
• на уровне речи произносим благо-пожелания, участвуем в ритуалах, повторяем мантры – такие как мантра Алмазного Ума или Любящих Глаз;
• на уровне ума нам помогут разные виды медитационных практик: успокоение ума, высшее видение, фазы построения и завершения медитаций Ваджраяны, а также развитие любви и сочувствия.
Все вместе эти упражнения обязательно помогут полностью избавиться от горы негативной кармы.
Важность тренировки тела и речи
Ум действительно важнее тела и речи, поскольку управляет ими. Поэтому тот, кто получил наставления по Махамудре или Махаати и способен правильно выполнять медитацию, может поддерживать внутреннее состояние независимо от того, чем заняты тело (идет ли оно, сидит, спит, ест, ничего не делает и так далее) и речь. Такой человек действительно знает природу ума и может покоиться в ней без отвлечений. Тело и речь больше не будут создавать трудности этому человеку. Но постоянно поддерживать узнавание природы ума невероятно сложно.
Тот, кто не способен этого делать и думает, что может развиваться без тренировки речи и тела, совершает большую ошибку. Такая тренировка очень важна для реализации. Например, очевидно, что правильная поза очень помогает медитации.
Йогин и обезьяна
Это история о йогине, который часто медитировал в лесу, где жила большая стая обезьян. Йогин всегда сидел в совершенно правильной позе. Вожак обезьян, у которого, несомненно, были некоторые позитивные кармические тенденции, находил очень забавным подражать йогину. У вожака так хорошо получалось, что его ум постепенно обретал все больший покой, и в итоге вожак успешно вошел в состояние медитации. Другие обезьяны стаи по привычке повторяли за вожаком. В итоге все обезьяны достигли глубокого внутреннего покоя. Эта история показывает, насколько важно само тело без какой бы то ни было подготовки ума.
Речь важна не меньше, особенно если использовать мантры. Говорится, что медитация подобна огню, а мантры – ветру, разжигающему огонь.
Медитация крокодилов
Все считают, что медитация важна, полезна и имеет глубокий смысл. Но необходимо понять, что она собой представляет. Кому-то может показаться, что медитировать – значит сидеть без движения, в своего рода бездействии. Такой способ лишь усилит уже имеющиеся тенденции неведения или безразличия. Перефразируя ученого по имени Сакья Пандита, «тот, кто не получил наставлений от истинного мастера, но с наслаждением отдается во власть собственной тупости, на самом деле занимается тем, что готовит свое будущее воплощение в животном мире. Бесчисленные люди верят, что практикуют Махамудру, а в действительности прокладывают себе путь к рождению среди животных». Легко представить, о чем говорил Сакья Пандита, если сходить в зоопарк. Там можно увидеть крокодилов, лежащих на солнышке. Их ничем не вывести из сонного состояния. Хоть кричи, хоть бросай в них что-то – они не шелохнутся. Бегемоты шевелятся, только чтобы широко зевнуть. В зоопарке много и других животных, чьи умы отличаются сонливостью и недостатком бдительности.
Практикуете вы успокоение ума, высшее видение или Махамудру – нужно точно знать, что они собой представляют. Кроме того, медитация должна опираться на преданность учителю и сочувствие ко всем существам. Все это – работа ума. Если мы подключим сюда речь – частое повторение мантры Любящих Глаз или других, – то получим ощутимую поддержку.
Если человек не умеет медитировать и счастлив просто сидеть, ничего не делая, позволяя уму пребывать в состоянии тупости, почти без мыслей, – он действительно будет переживать приятное бездействие. В Тибете часто можно встретить сурков. Пять-шесть месяцев в году они спят под землей, не едят и не пьют. Они живут в приятной тупости, без мыслей, не едят и не испражняются – ничего не делают.
Когда шесть месяцев спячки истекают, сурки вылезают из нор, здоровые, и приступают к своей обычной деятельности. Они проводят полгода в комфорте и уюте, но никто не скажет, что они продвинулись в духовном развитии.
Не упустить удачу
Теперь, когда вы обладаете драгоценным человеческим рождением, используйте тело, речь и ум для практики Дхармы и попытайтесь полностью ее понять. Даже если времени на все не хватает, медитируйте понемногу так часто, как можете. Иначе мы рискуем полностью упустить исключительную возможность, которую нам предоставила жизнь. Наша жизнь быстротечна, как вспышка молнии, рассекающая ночное небо, и мы понятия не имеем, когда она закончится. Не достигнув ничего в духовном плане, мы уйдем с пустыми руками, не взяв с собой ни одной из доступных нам драгоценностей.
Необходимо все время размышлять над непостоянством, смертью и страданиями сансары. Услышав, как лама говорит об этом, вы, может быть, не захотите слушать или даже почувствуете раздражение. Но все равно очень важно действительно это понять. На европейские языки уже переведены разные тексты, в которых эта тема подробно рассматривается, и можно обратиться к таким книгам, как «Светоч уверенности», «Драгоценное украшение Освобождения» или даже маленьким брошюрам, которые я написал.
Проникнувшись идеями непостоянства и отсутствия удовлетворения в сансаре, мы сможем развивать усердие в практике, прекратим погоню за мирскими целями и устремимся к Просветлению.
Пришпорь возницу
Бывая в Индии, многие видели там повозки, запряженные лошадьми, и замечали, как возница правит конем при помощи кнута. Чем сильнее он бьет лошадь, тем быстрее она бежит. Так и нам для продвижения нужен кнут – понимание непостоянства и страдания. Возможно, до этого момента вы недостаточно пользовались кнутом и вам не хватало сил, чтобы следовать путем Дхармы.
Читая жизнеописание Миларепы, мы восторгаемся силой и невероятной энергией, которую он вкладывал в практику. Ни смерть, ни болезнь, ни холод, ни голод не могли остановить его. А все потому, что он полностью проникся пониманием драгоценности человеческого рождения, непостоянства, кармы и страдания.
Старая леди на Гавайях
Когда в 1978 году я был на Гавайях, пожилая женщина пришла встретиться со мной и рассказала такую историю: «Ваши поучения на Западном побережье сильно заинтересовали меня. Но почему вы столько говорили об адах и голодных духах? Было очень неприятно это слушать. Когда будете учить на Гавайях, пожалуйста, не повторяйте этих ужасов!»
Потом я должен был провести семинар по медитации длительностью в несколько дней и, раскрывая эту тему, не мог не коснуться описания разных миров. Когда я заговорил о низших мирах, то заметил, что бедная женщина вышла из комнаты.

« »

Comments are closed.